СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Bend Slide Hammer-On Pull-Off Palm Mute Vibrato Staccato Harmonics
Во всех предыдущих уроках мы извлекали ноты единственным способом - палец прижимал струну, затем медиатор ударял по этой струне. В принципе, этот простейший способ звукоизвлечения используется в гитарной музыке чаще всего, но не является единственным, существуют также и другие способы и приемы. Именно владение этими приемами, которые собраны мною здесь, и отличает настоящего гитариста от обычного любителя побренчать.
Bend
Когда вы видите букву b или значок "^", прижмите струну на указанном ладу, ударьте по ней медиатором, после этого изогните струну тем же пальцем, который ее прижимает. Изогнув струну, вы повысите тональность первоначально взятой ноты.
Пример:
B|----11^----| Изогните 2-ю струну на 11-м ладу.
Можно встретить такую надпись bf. Bf - значит bend full, то есть следует изогнуть струну до отказа.
1/2 означает, что вы делаете bend на пол-шага, то есть получается тональность следующего лада. Не знаю, поймете ли вы что-нибудь из этого обьяснения, лучше приведу пример.
|----8b1/2----| Прижимаете 8-й лад, после чего делаете bend таким образом, чтобы получилась тональность 9-го лада.
Если после b стоит буква r, это значит, что струну следует вернуть в первоначальное положение, не касаясь ее медиатором. Таким образом если вы видите |----5bfr----|, то прижимаете 5-й лад, ударяете по струне, потом сразу же изгибаете струну насколько это возможно и возвращаете ее обратно. Если буквы r нет, то после изгиба струны, не возвращайте ее назад, а просто отпустите.
Иногда после буквы b, в скобках указан номер лада, тональность которого следует получить, сделав bend. Пример: |----11b(14)r----|
Лучший совет, который я могу вам здесь дать - слушайте запись и добивайтесь сходства.
Есть еще такая штука как pre-bend или ghost bend, это когда вы сначала изгибаете струну, а потом ударяете по ней. Встречается ghost bend не часто.
Упражнения
Упражнения следует повторять многократно, как если бы там были знаки повтора.
#1
|---5---5^---5---5^---5---5^---5---5^---|
|---------------------------------------|
|---------------------------------------|
|---------------------------------------|
|---------------------------------------|
|---------------------------------------|
#2
|-------------------------------------------|
|---3b1/2---3---1-------3b1/2---3---1-------|
|-------------------2-------------------2---|
|-------------------------------------------|
|-------------------------------------------|
|-------------------------------------------|
#3
|---5bfr---3---5bfr---3---5bfr---3---1-------1---3---|
|----------------------------------------3-----------|
|----------------------------------------------------|
|----------------------------------------------------|
|----------------------------------------------------|
|----------------------------------------------------|
Slide
Slide переводится как скольжение. Название говорит само за себя. Ставите палец на один лад, ударяете по этой струне и сразу же перемещаете палец, на другой лад, не отрывая его от струны. Обозначается этот прием знаками / и \ (slash и back-slash) и иногда над ними стоит буква s.
Пример:
s
|----8/10----| Slide с 8-го лада на десятый.
s
|----10\8----| Slide с 10-го лада на восьмой.
Если два слайда идут один за другим, то ударяете по струне только один раз, перед первым.
s s
|----8/10\8----|
Если начальная точка слайда не указана (|----/14----|), то вам придется определять ее на слух. Тоже самое, если не указана конечная
(|----5\----|).
Упражнения
#1
|---1/3---3---3---1/3---3---3---|
|-------------------------------|
|-------------------------------|
|-------------------------------|
|-------------------------------|
|-------------------------------|
#2
|--------0---1/3---1---0-------------0---1/3---1---0------|
|--1/3---------------------3---1/3---------------------3--|
|---------------------------------------------------------|
|---------------------------------------------------------|
|---------------------------------------------------------|
|---------------------------------------------------------|
Hammer-On
Суть этого приема в следующем: один палец (указательный или средний) ставится на один лад, медиатором ударяют по струне, а потом второй палец (средний или безымянный) ударяет по второму ладу.
Как всегда проще привести пример.
h
|----2^3----| Ставите указательный палец на второй лад, ударяете по
струне, а потом сразу же средним пальцем бьете по
третьему ладу, не уберая указательный.
Hammer-On можно перевести как "стукнуть молотком".
Название хорошо передает суть приема. Вы именно ударяете пальцем по струне. Как вы уже могли понять из примера этот прием обозначается знаком ^. Иногда, чтобы новичок не ошибся, наверху ставится буква h.
h h
|----2^3^4----| В этом примере и в подобных ситуациях ударяете по струне медиатором только один раз.
Распространенная ошибка - удар пальцем производится с недостаточной силой.
Упражнения
|----------------h-----h-----h-----h-----h-----h----|
|----h-----h----0^1---0^1---1^3---0^3---0^1---0^1---|
|---0^2---0^2---------------------------------------|
|---------------------------------------------------|
|---------------------------------------------------|
|---------------------------------------------------|
Вступление к 'The Fly' U2.
E|-------------------|-------------------|
B|-------------------|-------------------|
G|-------------------|-------------------|
D|-------------------|-------------------|
A|---7-7-5-7-5-7-7-5-|---7-7-5-7-5-7-7-5-|
E|-0------h---h------|-0------h---h------|
Pull-Off
Этот прием является противоположностью предыдущего. Вы ставите два пальца на два лада, потом ударяете по струне и снимаете, оттягивая немного вниз струну, палец, стоящий ближе к корпусу гитары.
Пример:
p
|----5^4----| Ставите указательный на 4-й лад, средний на 5-й,
ударяете медиатором по струне и сразу же снимате
средний палец, продолжая держать указательный.
p
|----11^0----| В этом случае ставите указательный на 11-й лад,
ударяете по струне и снимаете палец, звучит открытая
струна.
Упражнения
|-------------------------------------------------------------|
|----p-----------p-----------p-----------p-----------p--------|
|---2^0----p----2^0----p----2^0----p----2^0----p----2^0---2---|
|---------2^0---------2^0---------2^0---------2^0-------------|
|-------------------------------------------------------------|
|-------------------------------------------------------------|
Palm Mute
Струна (струны) частично приглушаются правой рукой, которая слегка прикасается к струнам ребром ладони. Точнее не совсем ребром, а тем местом, где ребро переходит в ладонь. Вы прикасаетесь к струнам до того, как ударяете по ним медиатором. В результате ноты получаются немного приглушенными.
Здесь важно не прижимать руку к струнам слишком сильно, иначе ноты не будут звучать совсем. Обозначается этот прием буквами P.M., после которых идут полосы (------|), которые показывают, до какого момента он действует.
Пример:
P.M--------|
D|-----------2-1|
A|--------------| Тройки приглушаем, дальше как обычно.
E|--3-3-3-------|
Иногда этот прием обозначают так:
F5
|------------|
|------------|
|------------| Приглушаем последние 3 аккорда F5. Такой способ
|--3--X-X-X--| обозначения Palm Mute нельзя назвать корректным,
|--3--X-X-X--| потому что точно также обозначается другой прием,
|--1--X-X-X--| Staccato (см. ниже).
Упражнения
P.M.---------------------------------------------|
|-------------------------------------------------------------------|
|-------------------------------------------------------------------|
|-------------------------------------------------------------------|
|-------------------------------------------------------------------|
|-------------------0---0---0---0---2---2---2---2---0---0---0---0---|
|---3---3---3---3---------------------------------------------------|
Vibrato
Ударяете медиатором по струне в то время как палец, прижимающий какой-либо лад скользит вперед и назад в пределах этого лада. При помощи этого приема можно выделить некоторые, как правило, достаточно длинные ноты, придав им особую певучесть. Второй способ - палец двигается не по горизонтали, а быстро приподнимает и опускает струну. Этот способ лучше всего подходит для первых ладов. Обозначается прием Vibrato знаком "~". Чем больше таких значков, тем дольше длительность ноты.
Пример:
|----7~~~~~----| Vibrato на 7-м ладу.
Упражнения
|---------------------------------------------------------|
|---5~~~~~~~~--3-4-5~~~~~~~~------------------------------|
|------------------------------7~~~~~~~~--5-6-7~~~~~~~~---|
|---------------------------------------------------------|
|---------------------------------------------------------|
|---------------------------------------------------------|
Staccato
Так называется отрывистый переход от звука к звуку. Этот прием осуществляется путем глушения звуков, в результате которого они теряют часть обозначенной длительности.
Глушение отдельный нот может осуществляться медиатором, который прикладывается к струне, после того как был извлечен звук или ребром правой руки.
Глушение аккордов может осуществляться: 1) значительным ослаблением давления пальцев левой руки, прижимающих струны к ладам, без снятия этих пальцев со струн; 2) прикосновением к струнам правой руки, то есть края ладони у запястного сустава; 3) иногда, возможно объединение первого и второго вариатнов.
Обозначается этот прием буквами "X".
Пример:
A|----3-X----3-2-1| Играете третий лад, потом глушите эту струну и играете дальше. Если бы здесь не был обозначен прием Staccato, то нота третьего лада звучала бы гораздо дольше.
Harmonics
Harmonics - это звуки со своеобразной тембровой окраской. Чтобы извлечь harmonic, например, на первой струне, надо точно над порожком 12-го лада (середина струны) приставить к этой струне палец, потом ударить медиатором по этой струне и почти одновременно с этим снять (приподнять) палец левой руки со струны.
У начинающих harmonics либо совсем не звучат, либо звучат очень тускло. Происходит это по одной из трех причин: 1) палец расположен не точно над порожком лада; 2) палец вместо легкого прикосновения надавливает на струну; 3) палец снимается со струны или преждевременно, или слишком поздно. Обычно после устранения этих ошибок harmonics начинают получаться достаточно громкими и яркими.
Наиболее употребляемы harmonics на 5-м, 7-м и 12-м ладах. Другие встречаются достаточно редко. Обозначаются harmonics так же как и обычные ноты, только в скобках.
То о чем, я только что рассказал, называется natural harmonics. Их можно взять лишь на некоторых ладах. Существуют также artificial harmonics - флажолеты, которые можно получить на любом ладу, если сразу после удара медиатора по струне (сверху вниз), слегка коснуться струны частью большого пальца. Этот прием требует длительных тренировок.
Пример:
harm.
|----<12>----|
Чтобы не путать harmonics с нотами с увеличенной длительностью, которые также находятся в скобках, harmonics помещают в < >, а не в ( ).
В общем-то этот прием используется достаточно редко, но тем не менее ему стоит научиться.
Упражнения
E|--------<12>---------| |-------<12>---------| |--------<12>-----------|
B|o------------<12>---o| |------------<12>----| |-------------<12>------|
G|---------------------| |--------------------| |------------------<12>-|
D|---------------------| |--------------------| |-----------------------|
A|o-------------------o| |--------------------| |-----------------------|
E|---0-----------------| |---0----------------| |---0-------------------|
И последнее. Когда требуется выделить некоторые ноты на фоне остальных, делается это, увеличивая их громкость. А громкость, как известно, зависит от силы, с которой вы ударяете медиатором по струнам. Такие места обозначаются знаком > (акцент). Когда вы видите этот знак над нотой или аккордом, играйте их громче чем остальные.
Почти все, о чем здесь шла речь, относится не только к одиночным нотам, но и к аккордам, о которых мы поговорим на следующем уроке.
Упражнения на все приемы
Day Tripper by THE BEATLES
3 1 1 1 3 1 1
|--------------------------------|--------------------------------|
|o------------------------------o|--------------------------------|
|--------------------------------|-------------2-0------4----0h2--|
|-------------2-0------4----0h2--|-----------2--------2----2------|
|o----------2--------2----2-----o|--0----3/4----------------------|
|--0----3/4----------------------|--------------------------------|
Unforgiven by METALLICA
1 2 2 3 3 2 1
|---------------------------|-------------------------|
|o---------h----------------|----------h-------------o|
|---2---4-4^5-------5-4-2---|---2---4-4^5-------5-2---|
|---------------------------|-------------------------|
|---------------------------|-------------------------|
|o--------------------------|------------------------o|
|---------------------------|-------------------------|
3 3 2 3 2 1 1 1 3 1
|--------------------------------------------------------|
|---------h-----h-----------------s-------------h--------|
|--2---4-4^5---4^5----5--5-4-----4\----------2-2^4----2--|
|----------------------------5-------2-------------------|
|--------------------------------------------------------|
|--------------------------------------------------------|
3 3 1 2 2 1 3 1 1 3 1
|----------------h---------------------------------------|
|---------h-----3^5---5--5-3------s------s-----h---------|
|--2---4-4^5-----------------4---4\--1---\4-1-2^4--2-----|
|--------------------------------------------------------|
|--------------------------------------------------------|
|-------------------------------------------------------